16 лет со дня гибели Сенны

16 лет со дня гибели Сенны

1 мая – отмечают праздник, но только не в окологоночном мире… Для любителей Формулы 1 первое мая навсегда останется окрашенным в черный цвет!

1.05.1994 этот мир покинул бразильский волшебник, человек дождя, кумир миллионов, чье имя заставляло чаще биться сердца — Айртон да Силва Сенна.

Говорить можно о многом: о том, что он превращал езду на гоночном болиде в искусство. Про непростой характер и нечеловеческое желание победы. Про слезы друзей гонщиков, которые сопровождали его в путь на кладбище Морумби, что в пригороде Сан Пауло.

В пятницу 29 апреля едва не погиб Рубенс Баррикелло. На следующий день в повороте «Тоза» разбился Роланд Ратценбергер. Сенна всегда очень болезненно воспринимал травмы товарищей. Айртон был сильно взволнован и очень возбужден. Профессор Уоткинс (главный врач Формулы 1) посоветовал бразильцу пропустить воскресную гонку, но Айртон вышел на старт.

В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеотомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания. После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс травму, несовместимую с жизнью.

По другим данным, смерть была вызвана переломом основания черепа в результате огромной перегрузки в момент удара. Если бы в то время использовали современные средства пассивной безопасности (HANS), которые ограничивают перемещение головы относительно плеч, то, возможно, исход аварии был бы иным.

Осматривая разбитый в повороте Тамбурелло Williams FW16, маршалы трассы нашли в кокпите сложенный австрийский флаг, свою 42-ю победу Сенна собирался посвятить Роланду Ратценбергеру, который разбился в Имоле за день до этого.

В свое время Айртон едва не бросил гонки, еще на заре своей карьеры, и можно только с ужасом представлять, каким пресным был бы мир больших призов без него. За неполных десять сезонов в Формуле-1 Сенна стал автором не одного мифа, и его противостояние с Аленом Простом – пожалуй, лучшее, что случалось в мире Формулы-1. Это была не борьба машин, а борьба двух личностей и характеров.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек.

С тех пор прошло уже 16 лет, сменилось не одно поколение пилотов. Но Айртон Сенна не забыт, он навсегда останется в нашей памяти и сердцах как величайший гонщик в мире!