Придорожные захоронения.

Об этом не принято говорить, но каждый из нас проезжая мимо подобных мест обязательно думает о смерти. Придорожные кресты, похоронные венки, памятники, а иногда покрышки, детали кузова или рули, развешанные вдоль обочин, всегда приковывают к себе внимание. К сожалению, количество ДТП только увеличивается с каждым годом. На дорогах гибнут пешеходы и водители, эта беда может коснуться каждого из нас, но вот каждый ли готов увековечить память о своем горе, взгромоздив памятник на месте трагедии?

 Об этом не принято говорить, но каждый из нас проезжая мимо подобных мест обязательно думает о смерти. Придорожные кресты, похоронные венки, памятники, а иногда покрышки, детали кузова или рули, развешанные вдоль обочин, всегда приковывают к себе внимание. К сожалению, количество ДТП только увеличивается с каждым годом. На дорогах гибнут пешеходы и водители, эта беда может коснуться каждого из нас, но вот каждый ли готов увековечить память о своем горе, взгромоздив памятник на месте трагедии?

Существует мнение, что традиция ставить памятник на месте трагедии – это исключительно российский обычай. Должен сказать, что это не совсем так. Во многих странах принято как-то обозначать аварийные места на автодорогах, существуют даже специальные дорожные знаки. Зачастую можно встретить даже символические могилы, так называемые кенотафы.

По сути своей, кенотаф не является захоронением, а лишь служит местом, куда можно прийти, чтобы помянуть усопших. Возможно, человек числится пропавшим без вести, или тело покойного было кремировано, а возможно и вовсе отсутствует, тогда установка «пустого» надгробия вполне оправдано. Но не в одной стране мира вы не встретите такого количества надгробий на обочинах и такого количества венков на столбах. Не кажется ли вам, что это перебор?

Хотел бы я понять, чем руководствуются люди, установившие памятники на месте аварии, приходящие на место трагедии в поминальные дни? Разве близкий человек не покоится на кладбище, ведь даже подумать страшно, что под одним из придорожных надгробий покоятся останки человека? В этом случае мы имеем дело с по-настоящему скверным пониманием похоронных традиций и крайней безответственностью.

Пожалуй, именно похоронные обычаи и память об усопших отличают нас от животных. Традиции предавать тело земле существовали еще на ранних этапах развития человечества. Существует огромное разнообразие похоронных традиций от мумификации до банальной ингумации. Даже в современном мире по прежнему практикуются некоторые нетрадиционные на наш взгляд методы проводов усопшего. Тем не менее, захоронения вдоль дороги никогда не являлись нормой.

Некоторых усопших действительно принято было хоронить у дороги, а чаще вообще на перекрестках. Подобная участь постигала так называемых заложных покойников. К ним относят самоубийц, умерших от пьянки, утопленников, некрещеных и даже ведьм. Согласно поверьям, предав тело «нечистой» души земле в подобном месте, живые люди оберегали себя. Люди верили, что душа покойного не сможет найти нужную дорогу и не побеспокоит живых. Дороги и в особенности перекрестки считаются местом сосредоточения злых духов, многие колдовские ритуалы проводятся именно в таких местах. Душа покойного, похороненного у дороги, никогда не сможет обрести покой. Так что любителям устраивать несанкционированные захоронения в неположенных местах я предложил бы задуматься. Чем вам умудрился насолить покойный при жизни, что вы стремитесь обречь его душу на вечные мытарства?

Но вернемся в мир реальный, в котором памятники и кресты вдоль дороги явление настолько же привычное, насколько и не нужное. Конечно, гибель людей в ДТП факт печальный. Но человек смертен, и нет разницы, как произошло несчастье. Несчастный мог не только попасти в ДТП, но утонуть, упасть с высоты, стать жертвой теракта или нападения на улице. Никто не ставит обелиски упавшему с крыши чистильщику снега внизу дома или погибшему электрику возле высоковольтной вышки.

Человеческое горе  — вещь сугубо индивидуальная. Навряд ли те, кто ставит у дороги крест, делает это как напоминание другим участникам движения об аварийном участке дороги. Если бы родственники каждого погибшего стремились увековечить память на придорожном столбе, то их в скором времени просто не осталось бы.

Редакция издания «Ваш новый день» предложила прокомментировать отношение к похоронной атрибутики, размещенной в придорожной полосе представителей муниципальных служб, ГИБДД, а так же представителей основных религиозных конфессий.

Директор МУП «Город» Дождиков Владимир Евгеньевич:

МУП «Город» не против размещения похоронной атрибутики на территории, прилегающий к дорогам, если это не создаст помех для организации безопасного дорожного движения и механизированной очистке улиц. В то же время согласно ГОСТ Р 50597-93 п.3 «… поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношение к их благоустройству.»

В настоящее время похоронная атрибутика в связи с ее единичным количеством не мешает механизированной уборке, хотя не исключено ее повреждение в процессе проводимых работ на улицах города.

Директор ГКУ «Марийскавтодор» Сальников Александр Анатольевич:

Похоронная атрибутика не относится к конструктивным элементам автомобильных дорог, дорожные сооружения и дорожного сервиса и не может быть размещена в придорожной полосе (в зоне особого режима использование земельных участков) и полосе отвода автодорог. Надгробные плиты, кресты, знаки не являются средством для привлечения внимания водителей к дорожным условиями места их установки не соответствуют местам захоронения участников ДТП. Для информирования водителей об опасных участках существуют специальные информационные щиты. ГКУ «Марийскавтодор» отрицательно относится к размещению похоронной атрибутики и не выдает разрешений на их установку в полосе отвода и в придорожной полосе автомобильных дорог.

Размещение похоронной атрибутики непосредственно на обочине, на откосе земляного полотна, на элементах барьерных ограждений, на опорах уличного освещения затрудняет выполнение регламентных работ по содержанию автодорог (нанесение вертикальной разметки на ограждения, ремонтная планировка, обочин, восстановление заниженных обочин, скоростная очистка дорог от снега, работы по водоотводу в кюветах, окашивание травы и рубки кустарников.

Учитывая щепетильный характер удаления похоронной атрибутики, при проведении дорожных работ на автомобильных автодорогах по возможности и по согласованию с родственниками (или представителями муниципальной администрации) памятные строения переносятся за полосу отвода автодороги. Размещение краткосрочной атрибутики (памятных венков, живых или искусственных цветов) не создает особых проблем, т.к. со временем они теряют свою актуальность портятся и благополучно переходят в разряд предметов, подлежащих уборке при отчистке полосы отвода, как правило в весенний период.

Врио Начальника УГИБДД МВД по Республике Марий Эл Приварин Дмитрий Владимирович:

Памятники и иные похоронные атрибуты (надгробные плиты, кресты и т.д.), расположенные как правило, на придорожной полосе или в полосе отвода автодорог, не создают помех дорожному движению и не влияют на его безопасность, в следствии чего не входят в сферу вопросов, которые призвана решать Госавтоинспекция.

Со стороны дорожных служб, владельцев автодорог, участников дорожного движения жалоб на памятники и прочие похоронные атрибуты, установленные (размещенные) вблизи автодорог, в адрес УГИБДД МВД по Республике Марий Эл не поступало.

По настоящее время на территории Республики из-за наличия памятников и иных похоронных атрибутов, установленных (размещенных) вблизи автодорог, дорожно-транспортных происшествий не зарегистрировано.

Управляющий епархией архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев):

Поклонный крест напоминает людям о вере. Первые монументальные кресты появились еще в апостольские времена. Место для них выбирали самое заметное, чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой.

Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться пока не построен храм или часовня. Поклонные кресты ставились и на местах разрушенных храмов, там, где был престол и совершалась бескровная жертва. Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские.

Однако установка таких крестов осуществляется с благословения правящего архиерея и но согласованию с государственными структурами.

Для захоронения же верующих установлены кладбища — специальные, освященные места.

Для захоронений четко определены места в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования соответствующие участки земли, то есть кладбища. Я понимаю, что в России часто встречаются люди, относящиеся к любого рода законодательным запретам как к легкой форме ненавязчивых рекомендаций. Тем не менее, любое размещение объекта в придорожной полосе необходимо согласовывать с надзорным органом. Размещать обелиски на обочине запрещено категорически.

Спросите у дорожных служб, удобно ли им чистить снег зимой или косить траву на обочине летом? Любой дорожный рабочий скажет Вам, что посторонние объекты на дороге сильно мешают работе.

Отдельные памятники и вовсе представляют угрозу для водителей. Так, неуместная попытка увековечить память одного человека вполне может привести к гибели другого. Это уже не память о близком, а слепая месть первому попавшемуся бедолаге. Представьте что будет, если ночью или в условиях ограниченной видимости автомобиль вылетит на обочину в один из крестов или обелисков? Кресты и памятники не имеют светоотражателей, и уж точно гранитная плита не способна смягчить удар при вылете за пределы дороги. Я понимаю, что подобные происшествия единичны, но ведь на то и существует теория вероятности и статистика, чтобы огни рано или поздно все же произошли.

А теперь я предлагаю вам представить, что случилось с придорожными захоронениями при реконструкции казанского тракта. А ведь наверняка подобные придорожные объекты представляли серьезную помеху при проведении работ. Кому из рабочих хотелось убирать чужую могилу? Ведь даже с этической точки зрения не хочется грузить кресты и памятники в мусоровоз. Обратиться к родственникам? А, как узнать, кто установил конкретный обелиск? Да и в сторону венки с оградками не перенесешь. За полосой отвода начинаются лесные угодья либо пашни, работает сельхозтехника.

В народе существует поверье, что убирать кресты нельзя. Убирая могилу, мы можем осквернить память человека, который там похоронен. Так что в случаях, когда памятное место организовано в неположенном месте, их перенос так же нежелателен с этической точки зрения, как и снос крестов и оградок. Так может проще не устанавливать нелегальные придорожные памятники, а делать все по-человечески? К тому же если родственники придерживаются официальной религии, то проще обратиться к духовному лицу за советом, прежде чем с совершать демонстративные глупости. Любой батюшка, мулла или падре сможет разъяснить, что на месте трагедии устраивать поминки не следует и тем более не стоит воздвигать памятники и вешать венки. Официальные религии таких поступков не одобряют. Душе покойного нужны не внешнее проявления скорби, а духовные. Лучше сходите в церковь и поставьте свечку.

Если каждый начнет устанавливать памятники, то обочины превратятся в кладбища. Конечно, теоретически, если у родственников погибшего человека есть на руках весь разрешительный пакет документов, можно не только устанавливать памятные знаки, но и хоронить умершего непосредственно на придорожной полосе. Такие захоронения не будут противоречить принятым нормам, если на них получено разрешение в местном отделении СЭС. Но даже в этом случае придорожные захоронения полностью идут в разрез со статьями Закона «О погребении и похоронном деле», согласно которому хоронить человека можно только в специально отведенном и оборудованном месте на кладбище.

Современные российские дороги часто напоминают дороги смерти. Через каждые сто метров мелькают придорожные венки, облепленные многолетней грязью, памятники и  кресты. Подобные объекты не эстетичны, часто за могилами никто не ухаживает, они заростают высоким сорняком. Грязные памятники, выцветшие фотографии, покосившиеся кресты. Все это очень мрачно и навивает тоску. Так что я предлагаю не один раз подумать прежде чем совершать никому не нужную глупость, а направить неуемную энергию в нужное русло и увековечить память близкого иным, общественно приемлемым способом.

© 2015-2022 Авторский сайт Алексея Громова. Все права защищены. При цитировании информации прямая активная гиперссылка на http://www.alexey-gromov.ru обязательна. Использование материалов ресурса без письменного разрешения не допускается.