С января текущего года обновленные Lada Niva Travel появились в продаже у официальных дилеров марки. Неприхотливый и популярный внедорожник ведет свою родословную с 2002 года. Именно тогда АвтоВАЗ продал права на ВАЗ 2123 GM. Поначалу новая модель была явно дороже «старой» НИВЫ и конкурировала с доступными корейскими аналогами, но в наши дни стоимость Niva Travel в начальных комплектациях не сильно превосходит стоимость своей «старшей» сестры Niva Legend. Приобрести ее можно за 750 тысяч рублей. Но какой бы высокой не казалась цена за Travel, нужно признаться, что она ниже чем у прямых конкурентов этой модели. Тот же Дастер не купить сейчас дешевле 1 млн. Вместо новой Niva Travel за те же деньги вы можете рассматривать только подержанные автомобили.
На тест драйв Niva попала зимой. К счастью, совсем недавно прошел снег, и можно было испытать ходовые качества новинки в боевых условиях. Решено было отправиться в лес и попытаться проехать там, где другие даже не рискнули бы съехать с проторенной дорожки. Машина долго стояла на морозе и в непрогретом салоне было совсем не уютно. Кое-как устроившись на водительском месте я решил осмотреться.
Интерьер, откровенно говоря, не впечатлил. Внутри автомобиль выглядит устаревшим. Все те же до боли знакомые кнопки и тумблеры, доставшиеся в наследство от обновленных автомобилей семейства Самара. Мультимедийный экран с невнятным набором функций, впиханный в единственное доступное место на передней панели выглядит искусственно вписанным. Да что уж говорить, бортовой компьютер даже не считает расход топлива. В чем смысл обновлений, если они, по сути, затронули только экстерьер? Неужели нельзя было сделать из Niva Travel старшую версии Niva Legend? Зачем вообще делать дешевую базовую версию машины, если она ни видом (ох уж этот некрашеный пластик) ни комплектацией совершенно не впечатляет? И зачем иметь сразу два одинаково устаревших автомобиля в модельном ряду? В чем смысл?
Теперь о приятном: сиденье водителя – просто песня. Достаточно твердое, с неплохой боковой поддержкой. Сидеть удобно, не хватает, разве что, свободы в регулировках. Например, по высоте. Рычаг управления продольным положением сиденья водителя нащупать с первого раза не удалось. Его спрятали где то глубоко под сидением.
К расположению элементов управления тоже просто надо привыкнуть. Поначалу оно кажется нелогичным, но это впечатление быстро проходит. Разве что ручник расположен крайне неудобно. Поднять его можно только при помощи совершенно неестественного движения рукой, забравшись куда то под подлокотник.
Ручки регулятора климатом кажутся устаревшими. Электропривод зеркал есть, но блок управления вынесен в странное место, снизу центральной консоли. Складывается впечатление, что для некоторых элементов дизайнеры отчаянно искали свободное место. Подчас обнаруживая таковые в самых неожиданных местах.
А вы слушали в Niva Travel музыку? Если нет, то и не пробуйте! Акустика никуда не годится, звук напоминает глухое бормотание старого кассетного магнитофона, привезенного из-за границы на заре перестройки.
На потолке расположили блок экстренного реагирования «Эра-Глонасс», который стал обязательным к установке с 2017 года. Но вот чтобы вписать его в интерьер Нивы, пришлось сделать дополнительный «нарост» на обивке потолка. И закрепить эту самую обивку, очевидно забыли. Так что потолок бессовестно прогибается, при нажатии рукой, демонстрируя неизведанные «глубины» между кузовом и внутренней стороной обивки. Непростительная недоработка!
Двери у Нивы слишком легкие для внедорожника. Создается впечатление внутренней пустоты. Замки шумные. Центральный замок при срабатывание лязгом напоминает средневековую гильотину.
Тем не менее, за качество сборки автомобилю можно поставить твердую четверку. Подогнаны элементы неплохо, да и пластик не надоедает хрустом и стуком. По крайней мере, на новом автомобиле. Главное, не трогайте потолок!
Niva Travel отогрелась и, наконец, можно было оценить машину на ходу. Разгон до «сотни» длился бесконечные 19 секунд. Машина очень тяжелая, что в совокупности с не самым мощным двигателем определяет ее черепашью динамику. Живости нет совсем. Руль на трассе кажется вялым и совершенно не информативным.
Обгонять на Niva Travel будет сложно. Выезжаем на трассу и пытаемся разогнаться. Кажется, что разгон до 120 км в час длился целую вечность! Сразу скажу, ехать на этом автомобиле на такой скорости – весьма сомнительное удовольствие.
Стрелка тахометра потряхивается в районе отметки 3000 об/мин. Добавьте сюда прожорливость двигателя в 12 литров на сотню. Не лучшая шумоизоляция в совокупности с ревущим двигателем создают акустическое давление на уши и уже просто не слышно, что вам пытаются сказать пассажиры.
Впрочем, чудес от Travel на трассе никто и не ждал. Хотелось побыстрее съехать в лес и проверить Ниву в той среде, для которой она и была создана. И вот там то Niva Travel раскрылась во всей красе. Отошли на второй план все минусы и недочеты, которые я успел заметить, пока ждал те самые 19 секунд, вдавливая педаль газа в пол. Руль перестал раздражать своей безжизненностью, внимание переключилось с раздражающего интерьера на дорогу. Ездить по бездорожью на Niva Travel – это удовольствие! Глубокая колея, корни деревьев, бревна, рыхлый снег – Ниве все нипочем. Самое главное определить направление движения…
Чтобы «засадить» Travel, нужно постараться. Пока внедорожник не сядет на брюхо – он упрямо будет ползти туда, куда вам хочется. Тут то и кроется ответ на вопрос: нужен ли такой автомобиль потребителю? Нужен! Это автомобиль не для горожанина, но для жителя российской глубинки. Ни дождь, ни снег, ни слякоть, ни ямы, ни грунтовые дороги не остановят Ниву. И при всем при этом в этом автомобиле вы будете чувствовать себя человеком.
Новая внешность Niva Travel пришлась по вкусу всем, кто видел автомобиль. Внедорожник должен быть брутальным. Новые бампера, высокий капот, передние крылья с расширителями арок – все это создает новый, гармоничный образ Нивы.
Капот действительно получился тяжелым, а под ним все тот же знакомый двигатель ВАЗ 2123. Трудно сказать: хорошо это или плохо, но лично мне показалось, что инженерам давно пора найти достойную замену устаревшему движку из далеких семидесятых. На трассе Нива чувствует себя аутсайдером, и никакие современные ухищрения не способны выдавить из мотора хоть что-то достойное. В плотном потоке Niva Travel плетется как черепаха, явно уступая практически всем. Виной всему двигатель 1,7 литра мощностью около 80 л.с. Каждый крутой подъем дается Niva Travel с трудом. А обгон на трассе – вовсе приключение для смелых.
Не понятно одно: почему бы на новую ниву не установить двигатель помощнее? Тот же 106-ти сильный ВАЗовский или хотя бы 98-ми сильный? Думаю, этим вопросом не задавался только ленивый. Возможно, все дело в продольном, а не поперечном расположении двигателя. Но неужели инженерам АвтоВаза не под силу решить эту задачу?
В остальном, с технической точки зрения Niva Travel — предельно надежный автомобиль. Например, верхнее расположение генератора очень кстати, особенно для любителей штурмовать броды. А оцинкованный кузов вселяет дополнительную уверенность в долговечности машины.
Трансмиссия поначалу вызвала нарекания. Нет, она не изменилась, по прежнему постоянный полный привод, «понижайка» и блокировка центрального дифференциала на месте. Но на холодном автомобиле коробка не просто примерзает, она дубеет. И ведь речь идет даже не об экстремальных условиях приполярья, а об обычном морозе в средней полосе. Лишь после того, как автомобиль с трудом оттаял переключатся передачи стали с адекватным усилием. Поначалу огромный капот и усилия на рычаге КПП напомнили поездки на грузовом ЗИЛе.
Передние тормоза дисковые, задние традиционно барабанные. Автомобиль оснащен ABS. Трансмиссия надежная и проверенная, но устаревшая.
Педаль газа вялая и малоинформативная. Кажется, обладает совсем небольшим рабочим диапазоном. Ниву любят за устойчивость и непробиваемую подвеску. На волнах автомобиль почти не раскачивается.
Автомобиль для тех, кому за 40. Для людей, которые больше ценят надежность и покупают автомобиль для конкретных целей, а не для создания эффекта.
Новая Niva Travel – разочарование для каждого, кто ожидал технического обновления, ведь они затронули исключительно внешний вид.
Получился автомобиль-декорация. Снаружи – картинка, а внутри — все безнадежно плохо. Даже в бюджетной Гранте водитель ощущает себя человеком, в то время как в Niva Travel – едва ли не мучеником. Пересесть в Niva Travel из любой другой машины ВАЗовской линейки, это словно перенестись в прошлое. Внешний вид создает иллюзию современности, Ниву можно любить только за поездки по бездорожью. Этому автомобилю срочно нужно обновление салона. Такой же качественный новый интерьер, каким получился экстерьер автомобиля.
Тем не менее, не восхититься Niva Travel все же нельзя. Не смотря на все свои очевидные минусы за те же деньги лучшего варианта вам не найти! А стоит только свернуть с асфальтовой дороги, как забываешь обо всех недостатках автомобиля и чувствуешь себя настоящим покорителем бездорожья. К счастью, мест таких с годами меньше не становится, а значит и спрос на Niva Travel останется все на том же высоком уровне.